- Освящение храма
- обряд христианской церкви. Обыкновенно О. совершает архиерей и если отсутствует, то присылает антиминс, а О. производится кем-нибудь из пресвитеров. О. состоит в устроении важнейшей части храма престола. Для этого священнослужители вносят в алтарь стол, на котором должны находиться Евангелие, крест, употребляемые при литургии, и уже освященные ранее сосуды, одежды престола, гвозди и вервие и начинают утверждать престол. Прежде всего они окропляют св. водой столы, верхнюю доску и четыре гвоздя, а потом прибивают гвоздями доску к столбам. Тогда переходят к самому освящению: при пении 144, 22 и 83 псалма совершается омовение престола, символизирующее очищение, далее в ознаменование помазания (Мф. 26, 7, 13) над престолом трижды крестообразно льют смесь красного вина и розовой воды пресуществляемые в кровь и воду Спасителя. Кроме сего, если О. производит архиерей, он миропомазует на престоле те места, где стоят при богослужении Евангелие, дискос и чаша, а также ребра столбов и средину символ осенения благодатью св. Духа. Наконец совершается при пении 92 псалма облачение престола и без пения жертвенника. На престол возлагается срачица, обвязанная вервием, а сверху индития. После полагают Евангелие, крест, илитон и антиминс и обволакивают престол пеленою. Облачив престол и жертвенник, переходят к освящению алтаря и храма: кадят, окропляют их св. водой, а архиерей также освящает и стены св. миром и обносит св. мощи вокруг храма, а при священническом богослужении обносят присланный архиереем антиминс. В новоосвященном храме немедленно же совершается обычная литургия. Такое О., называемое великим, совершается в случаях осквернения храма или повреждения престола. В случае же ремонта или исправления храма О. происходит по другому чину, называемому малым: храм окропляют св. водой и читают молитвы "на обновление храма", помещенные в Больш. Требнике. Существует еще О. после осквернения прикосновением непосвященных к священным предметам, при чем читаются молитвы "на отверзение храма". Обычай О. исторического происхождения, зачатки его уже вырисовываются в библейском рассказе об О. скинии и иерусалимского храма. Гонения на христиан заставляли их совершать О. тайно часто на гробах мучеников. От них О. перешло и в широкое употр. и впервые при имп. Константине Вел. было совершаемо торжественное освящение храмов.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.